Рекомендации по уходу за кондиционером
В большинстве случаев, купив и установив кондиционер, его начинают использовать так же, как и любую другую бытовую технику. Но необходимо понимать в отношении другой бытовой техники — до первой поломки может пройти не один год (качественная техника вполне может проработать без специализированного обслуживания и ремонта 5 — 7 лет, а иногда и больше). Но для кондиционеров такая эксплуатация с большой вероятностью приведет к серьезной поломке уже через несколько лет или даже месяцев. Эта особенность присуща как недорогим моделям – Mitsubishi Heavy, так и дорогим кондиционерам - Daikin. Разница между ними в том, что в более дорогих моделях больше степеней защиты от неправильной эксплуатации и такие кондиционеры просто «откажутся» включаться даже при незначительном отклонении от нормального режима работы.
Чтобы понять причину такой «капризности» сплит систем рассмотрим в общих чертах их внутреннее устройство. Любая сплит система состоит из двух блоков — внешнего, в котором находятся компрессор, вентилятор и радиатор (называемый конденсатором) и внутреннего, в котором так же находятся вентилятор и радиатор (называемый испарителем). При монтаже эти блоки соединяются медными трубопроводами, по которым под высоким давлением циркулирует смесь из фреона и небольшого количества компрессорного масла. Вентиляторы, расположенные во внутреннем и внешнем блоке обеспечивают обдув радиаторов для улучшения теплообмена и равномерного распределения холодного воздуха в помещении. Рассмотрим основные причины выхода кондиционера из строя, когда заказчик не проводил ТО (Техническое Обслуживание) кондиционера после одного года эксплуатации кондиционера.
Загрязнение фильтров внутреннего блока
Эти фильтры представляют собой обычную мелкую сетку и расположены под передней панелью, через которую засасывается воздух. Они предназначены для задержания пыли, находящейся в воздухе и защищают от нее не только обитателей комнаты, но и радиатор внутреннего блока. По сути, кондиционер работает как пылесос, а фильтры играют роль пылесборника. Для очистки фильтров достаточно промыть их в теплой воде и несколько минут просушить. Снять и установить фильтры не сложнее, чем заменить пылесборный мешок в пылесосе (за исключением случаев, кода внутренний блок кондиционера находится на большой высоте). В инструкции по эксплуатации всегда подробно рассказывается о том, как это сделать. Мыть фильтры, как правило, необходимо один раз в две - три недели. Если в воздухе находится большое количество пыли или копоти, мыть их надо чаще, следя за тем, чтобы они всегда оставались чистыми.
Если же фильтры долгое время не мыть, то в первую очередь уменьшится обдув радиатора внутреннего блока, как следствие, воздух в помещении будет хуже охлаждаться. Кроме этого нарушится режим работы холодильной системы, что может привести к обмерзанию медных трубопроводов. В этом случае, при выключении кондиционера лед начнет таять, и из кондиционера будет капать вода. В дальнейшем, при сильно загрязненных фильтрах, возможно засорение дренажной системы комками пыли и тогда вода из кондиционера польется ручьем. В совсем запущенных случаях на пластинах радиатора нарастает такой слой грязи, что его можно удалить только с помощью сильнодействующих химических очистителей.
Более того многие кондиционеры высокого класса имеет сложную систему фильтрации, которая требует антибактериальной профилактики с дезинфекцией, чистка проводится специалистами с помощью специального очистителя.
Заметим, что чистка фильтров не входит в стандартное гарантийное обслуживание и должна выполнятся заказчиками в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации.
Утечка фреона
Второй по распространенности причиной выхода кондиционера из строя является нормируемая утечка фреона. Нормируемая утечка (около 6 - 8 % в год) происходит всегда, даже при самом качественном монтаже — это неизбежное следствие соединения межблочного трубопровода путем развальцовки. Для ее компенсации кондиционер необходимо дозаправлять фреоном каждые 1,5 - 2 года. Если дозаправку не проводить более двух лет, то количество фреона в системе упадет ниже допустимого уровня, а это может иметь самые печальные последствия для кондиционера: компрессор при работе охлаждается фреоном и при его недостатке возможен его перегрев и заклинивание. А стоимость замены компрессора составляет около половины стоимости нового кондиционера.
Для обнаружения факта утечки необязательно иметь специальное оборудование. Первые признаки уменьшения количества хладагента в системе — образование инея или льда на штуцерных соединениях наружного блока (это место, куда подсоединяются медные трубки), а так же недостаточное охлаждение воздуха в помещении (разность температур на входе и выходе внутреннего блока должна в норме составлять не менее 8 - 10°С). В случае появления подобных симптомов, необходимо выключить кондиционер и обратиться в сервисную службу для устранения неисправности.
Работа кондиционера в зимнее время (ниже 00С) с помощью УЗП
Еще одна особенность бытовых кондиционеров — практически все модели, продаваемые в Москве, не адаптированы к работе в зимнее время, то есть нижняя граница температуры наружного воздуха составляет от -5°С до +15°С для различных моделей. Причина такого, казалось бы, странного, поведения производителей заключается в том, что, во-первых, в Россию завозятся те же кондиционеры, что поставляются на европейский и японский рынки, где зима достаточно теплая — абсолютный минимум температуры в Токио в среднем -5°С. Во-вторых, установка в кондиционер всесезонного блока, который позволяет кондиционеру работать при температуре наружного воздуха до -30°С, увеличивает общую стоимость на 150 - 200 долларов, что снижает его конкурентоспособность.
Необходимость в кондиционере, работающем круглый год, может возникнуть в двух случаях. Во-первых, когда требуется охлаждать помещение не только в летнее, но и в зимнее время, например помещение с большим количеством тепловыделяющей техники (серверные, компьютерные залы и т.д.), поскольку охлаждение такого помещения с помощью приточной вентиляции приведет к недопустимому уменьшению влажности воздуха. Во-вторых, в случае обогрева с помощью кондиционера в зимнее время.
Эксплуатация неадаптированного кондиционера в холодное время года в первую очередь уменьшает рабочий ресурс компрессора. Кроме этого при включении кондиционера в режим охлаждения конденсат (вода), образующийся во внутреннем блоке, не сможет течь по дренажной трубке наружу из-за ледяной пробки. В результате, через полчаса после включения, вода из внутреннего блока польется прямо в комнату.
Заметим, что адаптировать к зимним условиям возможно любую сплит систему. Для этого в кондиционер встраивается УЗП (Устройство Зимнего Пуска). УЗП - устройство подогрева картера компрессора и регулятор оборотов вентилятора наружного блока, а так же установка «теплого» дренажа.
Работа кондиционера с дополнительными аксессуарами (защитный козырек, антивандальная решетка, антивибрационный набор)
Для обеспечения правильного функционирования кондиционеров в ряде случаев необходимо применение дополнительных аксессуаров. Заказчику сразу необходимо поразмыслить, не попадает ли его объект именно в этот ряд случаев для правильного функционирования его кондиционера. Конечно же, нужно понимать, что все дополнительные аксессуары вмонтировать в кондиционер можно только сразу, потом это не представляется возможным.
1. Основная задача защитного козырька - защищать наружный блок от падающих сосулек, снега или любой угрозы сверху.
2. Антивандальная решетка устанавливается для защиты наружного блока от вандализма или кражи. Актуально для 1-х и 2-х этажей здания.
3. Антивибрационный набор предназначен для устранения шума при работе наружного блока передающегося по наружным стенам здания. Особенно актуально для панельных зданий.
Место покупки кондиционера (климатическая компания/интернет магазин/магазин бытовой техники)
Клиент должен понимать, климатические компании, зарекомендовавшие себя на климатическом рынке, отвечают в случае необходимости сервиса или ТО только за оборудование которое продали и установили. Климатические компании не обслуживают чужое оборудование, к этому надо быть готовым клиентам, которые купили кондиционер в интернет магазине или в магазине бытовой техники. Через год такие заказчики сталкиваются с проблемой - где ему произвести ТО своего кондиционера. Ведь интернет магазины или магазины бытовой техники услуг по сервису или ТО не предоставляют. Самостоятельно клиент демонтировать кондиционер и отвезти в сервисный центр бренда своего кондиционера не может, т.к. в случаи непрофессионального демонтажа клиент может просто «убить» свой кондиционер.
Более того климатические компании, которые несут ответственность перед своими клиентами, отказываются и монтировать чужое оборудование. Т.к. в случаи рекламации отвечает тот кто установил кондиционер, как показывает статистика независимых экспертиз по климатической техники. От профессионализма монтажных бригад зависит 90% качественной работы кондиционера. Даже если монтажная компания настаивает на том, что кондиционер имеет заводской брак, все равно демонтаж по гарантии должна произвести эта компания, чтобы клиент мог отвезти и обменять свой бракованный кондиционер на новый в сервисном центре бренда своего кондиционера или в магазине.
Правила эксплуатации кондиционеров
После установки кондиционера, для обеспечения его безотказной и эффективной работы, очень важно выполнять требования по его обслуживанию:
- Не реже одного раза в два года вызывать представителей сервисной службы для проведения ТО.
- Не включать кондиционер, если он не оборудован УЗП (Устройство Зимнего Пуска), при температуре наружного воздуха ниже 0°С.